Ландшафтный дизайн в россии

Ландшафтный дизайн в россии

История русского садово-паркового искусства своеобразна и насчитывает многие столетия. Имеется множество свидетельств существования в дохрис­тианской культуре Древней Руси риту­ального восприятия ландшафтов: со­хранились места культовых урочищ, святилища. В древнейших текстах бы­лин читается устойчивый образ идеаль­ного сада.

Собственно ландшафтное искусство четко прослеживается на примере уст­ройства древнерусских городов, город­ских усадеб и монастырей. Древнерус­ский город был подчинен ландшафту как в планировочном, так и в простран­ственном отношении. В отличие от ев­ропейских средневековых городов в границах русских городов на протяже­нии долгого времени сохранялись боль­шие массивы рощ, луга, пустоши, озелененные открытые пространства го­рода тяготели к берегам озер, долинам рек. Между стенами укрепленного го­рода и посадом обязательно оставляли незастроенным обширный луг. Вокруг городов сохраняли лесистые холмы и лощины, городские и монастырские сады. Планировка самого поселения была достаточно свободной, но учиты­вала особенности рельефа и подчиня­лась определенному порядку. Древне­русская традиция планировки городов и размещения в них садов является про­должением греко-византийской тради­ции, пришедшей на Русь с принятием христианства. Византийско-русские градостроительные установления тре­бовали сохранять «прозоры» на храмы, озера, холмы, монастырские сады, го­родские въезды и ворота. Регламенти­ровалось расстояние между домами, между деревьями и границами соседне­го двора.

Блестящий пример организации го­родского пространства средневековой Руси — Новгород. От центра города расходились административные «кон­цы» с радиальными улицами. Город был окружен обширным Красным полем, за которым просматривались монастыри и церкви, и зрительно связан с Иль­мень-озером (рисунок 7). Известно, что в Новгороде имелись сады как вне, так и внутри крепостных стен. Небольшой сад прочитывается на плане новгород­ского Детинца, существовали и обще­ственные сады среди кварталов, застро­енных состоятельными горожанами (изображения этих садов есть на ико­нах). Новгородские летописи упомина­ют об озеленении улиц в 1469 г. и зак­ладке частных садов в 1508 г.

В состав городской усадьбы XV— XVI вв. обязательно входил утилитар­ный сад, где выращивали плоды, ово­щи, лекарственные травы; иногда уст­раивали рыбоводные пруды, садки для домашней птицы, пасеки. Цветники и декоративные элементы появляются в этих садах позднее. Городские сады по­садских людей также были утилитарны­ми, до 60-х годов XVII в. парадная часть в них не выделялась, однако наряду с «полезными» растениями широко ис­пользовались декоративные кустар­ники.

После принятия христианства появ­ляются сады при монастырях, с кото­рыми и связано в основном развитие садово-паркового искусства вплоть до XV—XVII вв. Изображения монастырс­ких садов встречаются в иллюстрациях рукописных книг, на иконах. Сад, а позже и парк были принципиально не­обходимым элементом монастырского комплекса, несли огромную аллегори­ческую и символическую нагрузку. Сад-вертоград в стенах монастыря яв­лялся символом или олицетворением рая на земле. Композиции этих замкну­тых садов были компактны, прямо­угольный участок разделяли крестооб­разно пересекающиеся дорожки, в цен­тре часто располагали небольшой бас­сейн, иногда служивший и садком для рыб, в садах выращивали лекарствен­ные травы, овощи, плоды, высаживали декоративные деревья и кустарники (известен сад Толгского монастыря). Примечательно, что в устройстве мона­стырских садов принимали участие ма­стера из византийских и греческих обителей. Вне стен монастырей существо­вали обширные плодовые сады относи­тельно свободной планировки.

Рисунок 7 — Красное поле вокруг новгородского Детинца (Вергунов, Горохов, 1988): 1 — Детинец; 2 — городские сады; 3— Красное поле.

Развитие светской ветви русского садоводства XV—XVII вв. связано в ос­новном с Москвой, где были сосредото­чены самые обширные сады, не только утилитарные, но и парадные. В столице существовали регулярные по плани­ровке государевы сады, свободно спла­нированные сады боярских усадеб, «ап­текарские огороды» и «верховые сады» («висячие сады» на сводах построек Кремля). В загородных государевых и боярских вотчинах этого времени уст­раивали крупные утилитарные сады, изредка возникали и «увеселительные». В охотничьих угодьях разбивали «зве­ринцы» — лесные массивы со звездооб­разно проложенными просекам и алле­ями (Измайлово, Лосинопогонный ос­тров). Обширные плодовые сады регу­лярной планировки существовали в Коломенском, о наличии в них декора­тивных фрагментов свидетельствуют дошедшие до наших дней 600-летние дубы. Комплекс усадьбы Измайлово со­здавался как пример ведения сельского хозяйства: здесь в XVII в. были устрое­ны сады, пасеки, «аптекарский ого­род», поля, система рыбоводных и оро­сительных прудов. Ансамбли Коломен­ское и Измайлово представляют собой типично русское явление: усадьба — организованная хозяйственная едини­ца — становится очагом развития наци­ональной культуры.

С началом реформ Петра I и строи­тельством Петербурга в России начался новый этап развития ландшафтной ар­хитектуры, которая впитала идеи французского регулярного паркостроения. Наиболее интенсивно новые идеи начали развиваться в новой столице. В начале XVIII в. здесь складывается трехчастная структура городской усадь­бы «парадный двор — дом — регуляр­ный сад», создаются регулярные город­ские публичные сады с каналами, бас­сейнами и фонтанами (Летний сад). Вблизи Петербурга еще при Петре I на­чали складываться ансамбли дворцов с регулярными садами, на их примере прослеживается периодизация русско­го паркостроения XVIII—XIX вв. Стрельна (1716—1727)—типично ба­рочная регулярная композиция. В Ора­ниенбауме (1710—1725) сложилась ба­рочная структура, которая была допол­нена пейзажными фрагментами (1750-е гг.). В Петергофе сохранилось первона­чальное барочное ядро (1714—1770), позже окруженное пятью ландшафтны­ми парками. В Царском Селе ансамбль интенсивно развивался более двухсот лет и включил в себя фрагменты всех стилей русского паркостроения. Пав­ловск (1770—1810) и Гатчина (1760— 1780) целиком принадлежат романти­ческому направлению. В середине XVIII в. создаются регулярные ансамб­ли и в Москве: Анненгоф, который включил в себя сады Петровского, Го­ловинского и Лефортовского дворцов на Яузе, Студенец (частично сохрани­лась система каналов), Кусково (1720-е гг.), Архангельское (1760-е гг.). Неболь­шие регулярные сады с цветочными партерами существовали практически во всех усадьбах. Определяются общие принципы построения барочных садов: дворец или главный дом усадьбы является абсолютной доминантой ансамб­ля, в планировке на прямоугольную сетку дорог и боскетов накладываются лучевые системы аллей, широко ис­пользуются трельяжи и шпалеры, уви­тые зеленью, стриженые деревья, в том числе «заморские», в саду устанавлива­ют скульптуры, балюстрады, вазы. По мере развития стиля увеличивается раз­мер регулярных композиций, однако в периферийных частях парков и на сложном рельефе регулярные схемы ус­тупают место пейзажным решениям. Наряду с декоративными задачами тра­диционно решаются и утилитарные.

Читайте также:  Как пасынковать огурцы в теплице видео

Смена идей барокко и классицизма была в России более сложной, чем в Европе. Новые композиции екатери­нинского классицизма накладывались на незаконченные ансамбли петровс­кого и елизаветинского барокко; при­чудливое переплетение барокко, клас­сицизма и романтических стилизаций составило, гармоничное целое. В это время закладывались и новые парки. Ведущим типом сада во второй поло­вине XVIII в. — «золотого века» уса­дебной культуры — стал сад усадеб­ный. Структура городских (Пашков дом, Голицынская больница в Москве) и загородных ансамблей (Останкино, Кусково, Архангельское) принципи­ально одинакова, различен только их масштаб. Центром композиции явля­ется дворец или главный дом с флиге­лями и службами, отделенный от ули­цы парадным двором. Расположенный за домом усадебный сад начинается регулярным французским партером, за которым раскидывается английский пейзажный парк, часто выходящий к реке или прудам с живописными очер­таниями берегов. Русский усадебный парк всегда пространственно связан с пейзажем, его формы близки к при­родным и всегда сомасштабны челове­ку. В парках романтизма и сентимен­тализма развита целая система «пей­зажных знаков», вызывающая геогра­фические или мифологические ассоциации, но в отличие от аллегорий барокко обращена она к чувству, а не к разуму. В русской усадьбе сложилась и своеобразная «игровая культура», мно­гие пейзажные парки подчеркнуто «те­атрализованы» (Павловск), существовали дворцы-театры (Останкино), зе­леные театры (Кусково) и театральные павильоны (Царицыно). История пар­ков русского романтизма тесно связана с именами А. Т. Болотова (1738—1833) и Н.А.Львова (1751 — 1803); ученые, пи­сатели, архитекторы и садоводы —они разрабатывали (как в теоретических трудах, так и в устройстве парков) идею самобытности русского садоводства. А. Т. Болотовым создан парк в Богородицке, Н. А. Львовым — несколько уса­деб в Торжокском уезде.

XIX в. отмечен в русском паркостроении постепенным отходом от сенти­ментальности, усилением рационалис­тического начала. Смысловым ядром усадьбы становится не дворец, а парк; все большее внимание уделяют красоте естественного пейзажа. Парк рассмат­ривают теперь не как коллекцию от­дельных видов и панорам, а как после­довательность сменяющихся в движе­нии картин. Создаются крупные парко­вые комплексы: дендропарк Тростянец, «парк парков» в Ливадии, ланд­шафтные ансамбли монастырей (Оптиной пустыни, Валаамского и Соловец­кого монастырей, Троице-Сергиевой лавры). Загородные усадьбы становятся часто крупными производительными хозяйствами, окончательно складыва­ются и усадебные художественные цен­тры (Абрамцево, Поленово, Талашкино), расширяются усадебные ботани­ческие коллекции (Горенки).

В городах формируется единая сис­тема публичных садов, бульваров, скве­ров, набережных, больничных садов (Москва, Петербург). В это время со­здаются и специализированные го­родские парки (зоопарк, ботанические сады), все большее внимание уделяется функциональному зонированию круп­ных парков.

Интересным примером развития ландшафтного ансамбля является ком­плекс Московской сельскохозяйствен­ной академии им. К.А.Тимирязева. В XVI в. на этой территории находилось село Сенчино на реке Жабне, в 1676 г. при К. П. Нарышкине была построена церковь Петра и Павла, по которой село названо Петровским (церковь не сохранилась). В конце XVII в. Петр1 основал здесь сельскохозяйственную ферму с системой прудов «на голландс­кий манер» — Астрадамово. В середине XVIII в. при князе Н.Г.Разумовском устраивается существующий в настоя­щее время регулярный террасный парк, в лесном массиве прокладываются про­секи, строится дворец с флигелями; от построек того времени сохранились грот и балюстрада с вазами на верхней парковой террасе. В 1860 г. усадьба Петровско-Разумовское перешла в каз­ну, а в 1 865 г. в ней была открыта Пет­ровская земледельческая и лесная ака­демия. К этому времени относятся со­хранившиеся постройки архитектурно­го ядра усадьбы. В 60-е годы XIX в. закладываются плодовые сады, дендра­рий, искусственный массив «Лесная дача», разбиваются опытные поля; об­щий характер композиции остается ре­гулярным, но фрагменты вокруг Боль­шого пруда, по долинам рек Синички и Жабенки представляют собой цельные пейзажные сады. Дендрарий, создан­ный главным садовником академии Р. Шредером, — один из самых совер­шенных русских пейзажных садов. Он построен как система полян и зеленых залов под открытым небом, точно про­думаны рисунок каждой из групп дере­вьев и кустарников, колористическое решение всего пейзажа. Основные пей­зажные картины раскрываются с цент­ральных дорожек, огибная дорожка проходит по плотно засаженным пери­ферийным частям парка. В современ­ный ландшафтный ансамбль академии включены не только регулярный парк и малые сады (дендросад и ботанический сад), но и лесной массив, территория опытных полей и станций, архитектур­ный комплекс. Уникальный ан­самбль—часть общей системы озеле­ненных территорий Москвы, в которую входят лесные и сельскохозяйственные земли, парки и лесопарки, городские парки, скверы, бульвары, исторические парки-памятники.

Читайте также:  Вырезание животных из фанеры

Обязательной принадлежностью сада в царской России являлись искусственно со­зданные рощи из кедра, березы, дуба, сосны. Регулярные элементы в виде цветников, плодовых и огородных участков удачно сочета­лись со свободными контурами рощ, лугов, прудов, расположение, которых диктовалось характером местности. При этом красота плодовых и других хозяйственных растений ценилась так же высоко, как и декоративных. Эстетическая значимость садов не противо­поставлялась их хозяйственной ценности, представление о красоте сада нерасторжимо связывалось с его полезностью.

В садах устраивались потешные сооруже­ния: беседки («чердаки»), терема, шатры, га­лереи-гульбища, скамьи- («сиделки»), кресла («троны»), богато расписанные и украшенные резьбой. Сады окружали высокими стенами, окрашенными или расписанными «обманны­ми перспективами» (обманками).

К концу XVIII века окончательно сформи­ровались каноны русского паркостроительства. Его наиболее характерными чертами являются:

— развитие ансамблевой композиции с выраженной продольной осью, доми­нированием главного здания, подчине­нием ему других сооружений;

— наличие самостоятельно решенных, ча­сто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке пар­ка и связанных с дворцом;

— развитие партеров как открытых про­странств, подчеркивающих архитекту­ру сооружений;

— учет и блестящее использование ланд­шафта — рельефа, воды, растительнос­ти, визуальная связь с природным ок­ружением;

— преобладание в ассортименте местных видов;

— широкое распространение открытых (как; их называли «воздушных», или «зе­леных») театров;

— использование аллейных посадок, шпа­лер, берсо в оформлении дорог.

— завершение перспектив парка соору­жениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль вне­шних видов;

— использование и развитие традиционных русских приемов — «висячих» са­дов, птичников (в виде менажерий и вольеров), зверинцев, включение плодо­вых в боскеты, применение рощ, но уже в форме боскетов.

Параллельно дворцовому паркостроительству выделился в самостоятельное направление так называемый «деревенский» стиль. Главная его особенность — близость к природе — будь то пашня или лес, море или озеро — и использование простых, естественных материалов и форм. Текстура и цвет составляющих элементов сада повторяет материалы, из которых построен дом, — дерево, кирпич или естественный камень, а может быть, и все они вместе, как материалы окружающего ландшафта. Большое количество всевозможных расцветок — особый шарм деревенского сада. Растения, в том числе и цветы не изысканных садовых форм, а простые, скромные — такие, как маргаритка, мальва, душистый горошек, — растут в цветущем изобилии без ограничений. Их сочетание может быть ярким, контрастным, но необходимо строго определить их место в саду в сочета­нии с другими растениями. Мальву высажи­вают у крылечка около дома или по краю изгороди. Садовые строения, сараи и хозяй­ственные постройки убраны вьющимися ро­зами и душистым горошком. Лучшие места в саду отводят под овощные грядки, но вдоль забора обычно тянется яркая кайма цветов, типичных для крестьянского сада, например георгин. Растения в горшках можно размес­тить на старой деревянной стремянке. Что касается оборудования, то лучше использо­вать не стандартную садовую мебель из мага­зина, а сделанную собственными руками из природных материалов: чурбаны вместо сту­льев, стол, выполненный из остова спиленно­го дерева, и т. п. Емкости для растений — из простой глины, мощение дорожек — из плит­няка или кирпича. На дорожке, посыпанной каменной крошкой, можно высадить стелю­щиеся растения. Даже простые цинковые лейки служат не только для полива, но и как элементы декора. Ограждения — только из досок или плетень. Ворота «под старину», кир­пичные стены и ограды из «старого» кирпи­ча, изобилие лиан (хмель, дикий виноград) и цветущих кустарников.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9131 — | 7232 — или читать все.

78.85.5.182 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Приветствуем Вас в мастерской ландшафтного дизайна. Мы работаем в своей профессии с 1988 года. За время работы.

Приветствуем Вас в мастерской ландшафтного дизайна. Мы работаем в своей профессии с 1988 года. За время работы в области ландшафтного дизайна и проектирования, мы сталкивались с очень интересными и разными задачами в сфере благоустройства и озеленения участков. Решение этих задач – наша профессия. Цель ландшафтной мастерской Алены Арсеньевой – помочь Вам в Вашем движении к красоте и душевному равновесию, сделать Ваше пребывание на природе комфортным и радостным.

Фирменный «почерк» нашей компании выражается в непохожести и разноплановости стилевых решений каждого нового сада.

Фирменный «почерк» нашей компании выражается в непохожести и разноплановости стилевых решений каждого нового сада. Только такой подход позволяет учесть все многообразие факторов, определяющих так называемый "дух места": природные условия, особенности рельефа, стиль архитектуры, внешнее окружение и, конечно, пожелания заказчиков. В основе нашего творческого успеха лежит уникальное сочетание целого ряда факторов: В первую очередь, очень серьезное отношение к проектированию, как к важнейшему этапу. Высокий уровень образования МАРХИ, широкий кругозор, богатый опыт путешествий находят отражение в глубокой продуманности и оригинальных авторских решениях. Высокохудожественная и эффектная подача планов, эскизов и 3D моделей – наша гордость. Наш восемнадцатилетний опыт работы и наличие собственного питомника позволяют оптимально справляться с любой сложной задачей. Мы чувствуем большую ответственность, сотрудничая с именитыми архитекторами, которые много лет доверяют нам свои проекты вилл, требующие достойного окружения. Даже маленький сад способен стать великолепным дополнением архитектуры. Наше профессиональное кредо- лучше меньше по количеству, но выше по качеству. Основная цель – яркая индивидуальность каждого сада и счастливый блеск в глазах заказчиков. Всегда применяем самые передовые технологии, рады новым знаниям, и даже разработали свои ноу-хау, например, в строительстве природных ручьев и водоемов. Пользуясь накопленными за 13 лет существования питомника знаниями о всех устойчивых в нашем климате видах и сортах европейской, дальневосточной и североамериканской флоры, мы воплощаем самые тонкие нюансы стиля. Возможность испытать, адаптировать, подрастить и правильно сформировать материал под конкретный проект- это хороший стимул для архитектора и залог отличного облика вновь созданного сада, а также круглогодичная школа наглядного эксперимента в области колористики и визуальных образов. Все накопленные практические знания в питомнике мы применяем в уходе за садом. Ведь наши заказчики, с которыми остаются долгие и дружеские отношения, даже после окончания гарантии с удовольствием приглашают ухаживать наших специалистов. Ну, а вдохновение мы черпаем в совместных путешествиях по садам и паркам всего мира, знакомясь с лучшими образцами ландшафтного искусства, в созерцании природы и чутком изучении ее бесконечно удивительного разнообразия.

Читайте также:  Parthenocissus quinquefolia var murorum

Декоративное оформление парков и садов в России вошло в моду несколько веков назад. Большинство идей было позаимствовано у европейских мастеров, но со временем сформировался и свой собственный, самобытный и ни на что не похожий ландшафтный дизайн в России.

Что такое ландшафтный дизайн

Понятие ландшафтного дизайна подразумевает процесс оформления участка земли или сада с использованием естественных элементов природы – водоемов, деревьев, кустарников и т.д. Грамотно продуманный и удачно выполненный проект может кардинально преобразить парк или сад. При этом зачастую работы мастера абсолютно незаметны, создается впечатление, что вся красота была сотворена природой без участия человека.

Принцип декоративного облагораживания окружающей природы заключается в трех основных моментах – переходе, целостности и пропорциональности. Гармоничное сочетание этих факторов служит основой красивого, радующего глаз ландшафтного дизайна.

Как появился и развивался ландшафтный дизайн в России

Наши предки долго не придавали особого значения художественному оформлению окружающей их природе. Существовали естественные леса и рощи, пруды, земля культивировалась в основном под огороды и плодовые сады.

Все изменилось в 17 столетии, когда из Европы в Россию пришла мода на так называемые увеселительные сады, где могла прогуливаться и устраивать празднества знать. Яркий пример – Измайловский парк, который существует и ныне.

Деревенские же усадьбы принято было обносить живыми изгородями, обустраивать беседки, стенами и перегородками которых служили живые деревья и кустарники, а также различные водоемы. По сторонам дорожек и вокруг дома разбивались пышные палисады и цветочные клумбы.

Позднее Петром Первым была основана «садовая контора», в которой трудились первые ландшафтные дизайнеры, только назывались они устроителями садов и парков. В их задачи входила закупка растений в других странах, перевозка в Россию и насаждение парковых зон в Москве и Петербурге.

В то время получил широкое распространение стиль барокко, позаимствованный у голландских архитекторов и садоводов. Однако вскоре его вытеснил пейзажный стиль, навеянный Востоком. Отличительная его особенность — естественность и романтичность, что замечательно вписывается в рельеф и природу нашей местности.

Вот так превратился в настоящий отдельный вид искусства ландшафтный дизайн в России, история которого начиналась довольно традиционно. Современные художники, занимающиеся составлением проектов по оформлению садовых участков и парков, должны обладать знаниями в самых разных областях. Тут важен не только хороший вкус, чувство пропорции, но и навык ботаника – ведь нужно знать, как быстро растет то или иное дерево, как разрастается его крона и когда начинается период цветения, чтобы создать по-настоящему гармоничный, приятный глазу пейзаж.

Как оформить дачный участок своими руками

Спроектировать и воплотить в жизнь ландшафтный дизайн участка без помощи профессионального дизайнера не так сложно. Провести нужно такие работы:

  • сбор данных об участке – почва, освещенность, наличие водоемов и т.д.;
  • составление проекта – где будут расположены клумбы, фонтаны или водопады, какие растения предпочтительнее использовать. Для примера можно взять фото из интернета и проконсультироваться затем с продавцом в специализированном магазине;
  • закупку растений и материалов для дренажной системы, освещения, водоемов и т.д.;
  • собственно оформление сада.

Дачный ландшафтный дизайн несколько отличается от садового. Здесь уместны такие дополнительные сооружения, как качели, беседки открытого или закрытого типа, где смогут развлекаться дети и гости. Колорита добавляют различные статуэтки и скульптуры – животные, мифические или сказочные герои. Если же нет уверенности в своих силах, имеет смысл все же обратиться к профессиональному дизайнеру – ведь, чтобы стать хорошим мастером в своем деле, они учатся и практикуются не один год.

«>

Ссылка на основную публикацию
Кустарники на даче фото и название многолетники
Дачники часто используют декоративные кустарники для украшения приусадебных участков. Их много, они неприхотливы, считаются универсальными, не привязаны к одному региону....
Купил участок ижс что дальше делать
Не прошло и недели как чувство эйфории по поводу недавно купленного земельного участка начинает понемногу уступать место растерянному волнению души…...
Куплю саженцы малины ремонтантной
Дорогие клиенты , мы уже принимаем заказы на осень 2019! Малина начинает созревать в середине лета (в средней полосе России)...
Кустарники с белыми соцветиями
Среди популярных растений различают виды декоративных лиственных кустарников для сада, которые имеют декоративные листья и красиво цветут. Выбирая садовые кусты,...
Adblock detector